Яхты
На всех парусах: как заработать на аренде яхт в Черногории

На всех парусах: как заработать на аренде яхт в Черногории

ДОСЬЕ. Александр Ратегов, 44 года, основатель и владелец компании по аренде яхт в Черногории Charter1World. По специальности — повар, строитель и экономист (все образования – неоконченные). После того, как построил свой дом, решил начать строительный бизнес в Перми. До 2011 года его компания занималась строительством и продажей коттеджей. В 2011 году купил яхту и переехал в Черногорию, где уже 7 лет занимается арендой и обслуживанием частных яхт.

За детской мечтой

В детстве я постоянно был рядом с яхтами, парусниками и катерами. Мой папа работал директором яхт-клуба в Перми. Он заставлял меня вязать узлы, помогать чинить моторы, драить палубы. Я был очень недоволен. Лето, каникулы, мои сверстники гоняют футбол, а я копаюсь в катерах.

Это сейчас я благодарен своему отцу за то, что он открыл для меня этот мир — воды, ветра и парусов. Повзрослев, я мечтал купить свою яхту, но удалось мне это сделать только в 2011 году.

Это случилось после того, как в России наступил очередной финансовый кризис. Я — успешный бизнесмен, моя компания строит коттеджи в Перми. Всё налажено и идёт по накатанной. Но в 2010 году цены на недвижимость неожиданно рухнули, и свой последний объект я продал по себестоимости, не заработав ничего. Очень расстроился, хотя сейчас понимаю — это была большая удача, что не ушёл в минус.

Тогда наступил один из важных переломных моментов в моей жизни. Я понял, что на рынке недвижимости теперь делать нечего. И решил пожить для себя: осуществить свою мечту — купить яхту и путешествовать.

Выход к морю

Сначала я полетел в Турцию, чтобы получить международные права капитана. Почему именно туда? Дело в том, что в Турции сделать это проще всего. Граждане России могут находиться там без визы 90 дней. Турция популярна среди наших туристов, поэтому там очень много русскоязычных яхтенных школ. Курсы длятся около месяца, стоят порядка 1000 евро.

Получив международные права, я отправился в Хорватию — покупать себе яхту. Посмотрел много лодок и уже собирался домой с пустыми руками, но решил взглянуть на ещё одну. Увидел издалека и понял, что это моё: купил, даже особо не осматривая.

Выбор пал на яхту «Бавария 42». Её характеристики — 13 метров длина, 4 метра ширина, 4 двухместные каюты + кают-компания с кухней, класс «А» (океан), 2 туалета. Даже будучи б/у, она стоила 100 тысяч евро. Деньги после продажи строительного бизнеса у меня были, поэтому я, не раздумывая, купил эту красавицу и назвал её «Sova».

Поплыл обратно в Турцию. Дело в том, что во время учёбы в яхтенной школе мне никто не верил, что я всё же куплю яхту на самом деле. Потому что все, кто оканчивает курсы капитанов, уверяют, что купят, но на деле это удаётся сделать единицам. Я решил доказать, что купил! (смеётся)

Мой путь из Хорватии в Турцию пролегал через маленькую Черногорию. Я тогда не относился всерьёз к этой стране. Население — 600 тысяч человек, даже на карте её разглядеть трудно.

Зашёл в город Бар, пробыл там несколько дней и понял — это то самое место, где мне хочется бросить якорь на ближайшие годы.

Я побывал в Турции, потом вернулся в Черногорию, оставил на стоянке яхту, самолётом вернулся в Россию и осенью перевёз в Черногорию свою супругу Екатерину.

Бизнес на новом месте

Первое время мы жили на яхте. Это казалось нам романтичным. Хотя романтики, на самом деле, в длительной жизни на плавсредстве очень мало. Бытовые вопросы превращаются в проблему. Например, душ. На стоянке он работает от электричества, а когда идёшь в море — от мотора. Плюс — на яхте очень тесно.

Мы очень скоро сняли дом в районе Будвы. У меня была приличная финансовая подушка. Как я думал, мне её хватит на год. Но ошибался. Через несколько месяцев после эмиграции встал вопрос о том, как зарабатывать на жизнь.

В городе Будва длинная набережная. На ней стоят букеры — так здесь называют агентов, которые продают различные туры туристам. Один из них заметил меня и мою яхту.

В 2011 году яхты, тем более такого класса как у меня, были в Будве редкостью. Букер предложил возить на ней туристов, а мне отдавать процент от выручки. Я согласился. И уже спустя несколько месяцев решил, что сам могу возить туристов, не привлекая к этому посредников — букеров и турагентства.

В конце 2011 года я зарегистрировал свою фирму — Charter1World. Что-то типа нашего ООО, которое здесь называется DOO. Благодаря своей компании, я оформил ВНЖ в Черногории. Сначала на себя как на директора, а потом на жену и сына (на основании воссоединения семьи).

В Черногории достаточно просто открыть фирму. Ждёшь 3 дня, и у тебя на руках все необходимые документы. Компания может быть «нулевой», не вести никакой деятельности. Главное – я, как её собственник, должен платить налоги.

В компанию входили я и жена. Мы до сих пор стараемся всё делать сами. Нанимаем людей только на клининг либо если нужен ремонт электроники или двигателя (было и такое). Ещё я нанял черногорского бухгалтера, которая за 60 евро в месяц решала (и до сих пор решает) все вопросы, связанные с финансовой отчётностью.

Самым крупным вложением в мой бизнес можно считать покупку яхты. Ещё я здесь приобрел автомобиль за 3000 евро. Ну и 200 евро отдал за регистрацию фирмы.

Расширение за счёт чужих яхт

Конкуренции в Будве у меня практически не было. Кроме меня, может быть ещё с десяток яхтсменов на всю Черногорию. Клиентов много, они хорошо платили. Это были, как правило, русскоязычные обеспеченные люди. В то время, 7 лет назад, я зарабатывал примерно столько же, сколько сейчас — около 2000 евро в месяц. Хотя тогда у меня была только одна яхта, а сегодня в море выходят сразу четыре наших яхты. В самом начале я очень часто обходил местные отели и лично вручал менеджерам свои визитки. Это тоже работает в привлечении клиентов.

Конкуренция росла очень быстро. Каждый год в марины Черногории заходили всё новые и новые яхты. Они стали доступной роскошью. Мода на яхтинг росла, особенно среди русских. И тогда я понял, что нужно менять основную стратегию. Я решил не просто сдавать свою яхту в аренду, а взять в управление судна других владельцев.

В Черногории очень обширная русскоязычная диаспора. По некоторым данным, она составляет 15-20 тысяч человек. В основном наши соотечественники приезжают сюда на весь туристический сезон — живут с мая по октябрь. А потом возвращаются в Россию. Зимы в Черногории не суровые, но малоприятные: дожди и ветра, в домах нет центрального отопления. В общем, курортная Черногория очень отличается от зимней.

А ведь уезжая на зиму из Черногории, яхту с собой не заберёшь, например в Москву. Вот тут-то и нужна наша фирма. Я слежу за судном, по договорённости с хозяевами сдаю его в аренду. Года три подряд в моём управлении находились три сторонние яхты. Плюс моя собственная.

Я понял, что мне нужны помощники. Дал объявление через Facebook: мол, требуются капитаны в Черногорию. Пришло около сотни откликов! Я не ожидал такого ажиотажа. С трудом отобрал двоих претендентов. Одного — уже живущего в Черногории. А второй шкипер прилетел ко мне из Перми, это был мой старый знакомый.

Регистрация, обслуживание, страхование

Собственникам яхт я предлагаю выгодное сотрудничество, благодаря которому они могут и зарабатывать, и владеть своей яхтой одновременно. С каждым — индивидуальные условия. Наша команда оказывает помощь в подборе места стоянки, перегонах и техническом обслуживании.

Любые виды работ от подготовки к предстоящему сезону до консервации яхты на зимовник. Полировка бортов яхты, антифоулинг (покрытие, которое препятствует обрастанию днища ракушками и водорослями – прим. редакции), пошив парусов и декора для внутреннего интерьера, реставрация или замена тикового покрытия, проверка всех систем и предпродажная подготовка — эта лишь малая часть работ, которые мы умеем и знаем, как делать.

Мы подбираем оптимальную страховку, сотрудничаем с ведущими европейскими и американскими страховыми компаниями, такими как Pantenius, EIS, Yacht Pool. При наступлении страхового случая оказываем поддержку по правильному оформлению документов, связываемся со страховой компанией, вплоть до получения страховой премии.

Кроме этого регистрируем яхты под флагом Черногории. В этой стране при ведении бизнеса очень важны связи — здесь все друг другу кум и брат. За 7 лет работы в Будве местные чиновники меня уже узнают. Это позволяет избежать дополнительных трат.

Правда, с каждым годом законодательство страны ужесточается. Но всё же зарегистрировать плавсредство здесь намного дешевле и не так проблемно, как перегонять судно для регистрации в Россию. Потребуется куча денег, в том числе за растаможку.

В Черногории же вы заплатите около 500 евро. Стоимость регистрации плавсредства зависит от длины яхты, типа судна и срока действия данного документа (на 1 или 3 года). Делаем всё за 10 дней и высылаем владельцу документы по почте.

Стоимость партнёрства рассчитывается индивидуально. Как правило, мы договариваемся с хозяевами управляемых нами яхт о том, что можем сдавать судно в аренду, и берём свой процент от прибыли.

В яхтенном бизнесе ярко выражена сезонность. В основном мы зарабатываем летом, в туристический сезон. Но за счёт услуги управления яхтами мне удается выровнять свой финансовый баланс. В среднем в месяц я зарабатываю около 2000 евро.

Море по часам и суткам

Самая распространённая наша услуга — морские прогулки. Особенно они популярны в туристический сезон — с мая по октябрь. В этот период рабочий день у меня — буквально от рассвета до заката.

Выйти в море на нашей яхте на 3-4 часа стоит от 300 евро. Количество человек — от 8 до 10. В эту стоимость входит всё: горючее, услуги капитана, по желанию клиента — закуски и напитки, для которых мы привлекаем кейтеринг и рестораны. Цена за целый день (8-9 часов) выше только на 100-150 евро. Так что клиенту выгоднее брать яхту на целый день.

Также мы сдаём яхты на длительный срок — от нескольких дней и недель до месяцев. С капитаном и без. Эту услуга популярна у тех, кто имеет международные права, но не имеет яхты. Аренда на неделю стоит от 1000 евро.

У нашей компании есть свой сайт и страница в Facebook. Они помогают в привлечении новых клиентов. Кроме этого у нас наработанная база постоянных клиентов. Со многими завязались приятельские отношения, многие возвращаются каждый год в Черногорию и пользуются только нашими услугами. Негативно настроенные люди (и клиенты) на яхте — скорей исключение.

Самые позитивные и запоминающиеся моменты — это когда на нашей яхте делают предложение руки и сердца. Каждый год и не по одному разу женим!

Дальше по курсу — Испания

Мне очень нравится Черногория. Я к ней привык. Могу ночью с закрытыми глазами пройти по морю любым маршрутом. Здесь всё стабильно. Я примерно понимаю, что будет завтра: сколько я заработаю, сколько придёт клиентов. В какой-то момент я понял — мне здесь стало скучно.

К тому же у нас с женой Екатериной двое малышей, они скоро пойдут в школу, и я хочу дать детям хорошее образование. В общем, мы решили переехать в Испанию.

Турпоток там больше, Испания более развитая, уровень жизни выше. Выше и оплата за аренду яхт, сама страна больше и интересней. Ну и для детей, конечно, это хорошо — образование там качественнее, чем в Черногории.

Я уже продал свою яхту «Sova». Без сожаления. Среди капитанов ходит поговорка — владелец яхты радуется два раза: когда покупает яхту и когда продаёт её. Моя прослужила мне 7 лет. Содержание судна — это очень затратная статья расходов. Половину того, что я на ней зарабатывал — на неё же и тратил.

В Испании я планирую заниматься управлением частных плавсредств. У меня большой опыт. Так что впереди — огромные и интересные планы, предложения о сотрудничестве уже есть.

Едем по туристической визе, подаём документы на получение ВНЖ. Работать буду официально через местные аналоги ИП или ООО — ещё не решил, что будет для нас лучше.

Есть несколько яхт в Черногории, которые уходят с нами в Испанию. Одну яхту уже перегнали, ещё две собираюсь перегнать в сентябре и октябре. В Монтенегро остаётся одна лодка со шкипером. Свою фирму в Черногории я не закрыл. Зимнее бронирование покажет, что лучше продаётся — Испания или Черногория. Мосты пока сжигать не собираюсь.

Источник: biz360.ru