Парусные корабли 18 века
Парусный (или линейный) корабль отличался от всех остальных повышенным водоизмещением, наличием вооружения и возможностью укомплектовать экипаж в 800 человек. Такие корабли строились и применялись для ведения боя с линейной тактикой с 17 по 18 века.
Классификация парусников
Чаще всего парусник имел 3 мачты и по классике был очень большим, маломаневренным и обладал большой оружейной мощью и военным потенциалом.
В зависимости от вида вооружения парусники бывают:
- Корабль с прямым вооружением имел только прямонаправленные паруса на всех мачтах.
- Судно с косонаправленным вооружением было с косыми парусами.
- Смешанное направленное вооружение подразумевало оснащение суда и прямыми, и косыми парусами.
Также парусники классифицировали по количеству боевых пушек на корабле:
- Первый ранг получали суда имеющие на палубе 100 и более пушек.
- Корабли второго ранга в своем арсенале насчитывали 80-90 пушек.
- Третий ранг присваивали судам с 60-80 пушками на палубе.
Самые удивительные парусники в истории 18 века
Одним из самых больших и мощных линейных кораблей 18 века был “HMS ROYAL SOVEREIGN” – представитель верфи Вулвича Британской империи. Он вышел на воду в 1701 и отличался от всех длинной в 52 метра, шириной в 15 метров и возможностью к водоизмещению 1883 тонн. Это линкор первого ранга, который насчитывал на своем борту 100 пушек различной артиллерии. Парусник “HMS ROYAL SOVEREIGN” в первозданном виде принимал участие в Войне за испанское наследство 1701-1714 годов.
Парусник «Полтава» — еще один мощный корабль уже отечественного происхождения. Это первый линейный корабль построенный Балтфлотом в 1712 году, который назван в честь Полтавской битвы. Его помогал строить сам Петр I. Это судно четвертого ранга с 54-мя пушками на борту. 16(26) июня 1712 года линейный корабль «Полтава» был спущен на воду в Санкт-Петербургском адмиралтействе. Парусник «Полтава» за всю свою службу не принимал участия в активных военных действиях, но длительное время служил в составе Балтийского флота и принимал участие во многих военных кампаниях. На него дважды восходил Пётр I и держал свой флаг.
«Хотин» — еще один мощный линейный корабль на 3 мачты с вооружением в 25 орудий, который изобретен для Азовской и Черноморской флотилий. Экипаж судна насчитывал от 157 до 175 человек, а водоизмещение – 169 ласт. Особенностью этого парусника считается уменьшенная осадка для возможности проходить по мелководью Азовского моря. Корабль выходил в море в качестве военного судна дважды: с 1768 по 1774 год для участия в русско-турецкой войне в составе Азовского флота, а затем с 1787 по 1791 годы для участия в русско-турецкой войне, но уже в составе Черноморской флотилии.
Судно «Азов» еще один военный корабль Азовского и Черноморского флота, который помогал в сражениях в русско-турецких войнах. Вооружение такого парусника составляло от 16 до 22 пушек, а экипаж насчитывал 128 человек. Благодаря своей уменьшенной осадке, корабль с легкостью преодолевал мелководье Азовского моря. Назван парусник в честь захваченной в 1769 году крепости Азов.
Корабль «Индевор» — парусник, попавший в историю благодаря британскому исследователю Джеймсу Куку, который на этом судне пошел в свою первую экспедицию к берегам Новой Голландии (сейчас Австралии). «Индевор» не относился к военным линейникам, но был уникальным в своем роде. Это было судно с прямым и широким носом, имело три мачты, прямые паруса и 22 пушки. «Индевор» был надежным союзником Куку, имел хороший и быстрый ход, легкое управление и за 4 года своего плавания потерпел только одну пробоину, с котрой легко справился.
История линейных кораблей
Самой мощной в кораблестроении страной в 18 веке была Англия. Когда вопросы строительства и изобретения новых суден уже были закрыты, большую роль начал играть экипаж, его число и опыт ведения войны. В этом аспекте самой преуспевающей была Англия, которая благодаря выигранной семилетней войне с Францией, заняла титул «владычицы морской». Именно благодаря своему крепкому морскому флоту Англия отвоевала у Франции колонии Индию и Канаду, и всегда в последующем поддерживала такое число морского флота, которое могло бы победить любые два флота любых двух стран мира.