Парусная техника и навыки — руководство для начинающих
Обучение навигации на парусной лодке — это одно из приключений, которое быстро набирает популярность среди всех возрастных групп искателей приключений. Изучение правильной техники и навыков парусного спорта имеет важное значение.
Яхтсмену, управляющему парусной яхтой с экипажем более одного человека, необходимы как базовые, системные личностные качества, позволяющие оперативно и адекватно реагировать на возникающие в процессе плавания ситуации, в том числе опасные для самого яхтсмена и окружающих, а также работать в коллективе, осуществлять организацию жизни и деятельность команды яхты в период гонок и между ними, так и широкий набор знаний, навыков и опыта, позволяющих нести ответственность за яхту и экипаж.
Группы начальной подготовки
на берегу
Определение границ и особенностей района плавания. Определение направления ветра по флюгарки, тактильным ощущениям. Изучение правил поведения на воде, инструкции по безопасности плавания. Элементарные правила установки парусов в зависимости от направления ветра и курса яхты.
На свободной воде
Посадка – основные позиции. Правильная посадка рулевого на яхте на острых и полных курсах и в зависимости от силы ветра; хождение курсом галфвинд между двумя буйками. То же «змейкой», чередуя приведение и уваливание. Приведение до левентика и уваливание до галфвинда.
Прием – приведение – с курса галфвинд плавно привестись до левентика, стараясь поддержать максимальную скорость за счет работы шкотами, изменения крена и т.п. – с последующим уваливанием до курса галфвинд.
Прием – уваливание – с курса галфвинд плавное уваливание до курса полный бакштаг – с одновременной работой шкотами, подбиранием шверта с последующим приведением до курса галфвинд; на двойках (то же – с подъемом спинакера и несением его некоторое время) – с последующим приведением до курса галфвинд.
Прием – поворот оверштаг – приведение до левентика и уваливание до галфвинда на другом галсе.
Прием – поворот фордевинд – с курса галфвинд – бакштаг уваливание до фордевинда, переброска паруса на другой борт, приведение до бакштага – галфвинда на другом галсе.
Маневр – подход к буйку. Подход в левентик (с полной остановкой и легким касанием буйка носом лодки) и отход от него задним ходом с разворотом на галс и набором хода. Подход с подветра – подойти так, чтобы слегка коснуться буйка наветренным бортом и остановиться. То же – с неветра – подойти к буйку так, чтобы остановиться непосредственно наветру от буйка, сдрейфовывая на него. Подход к буйку кормой – выйти наветер от буйка, вынести парус наветер и задним ходом подойти к буйку, коснувшись его транцевой доской.
Маневр – подход к бону – с подветра – с остановкой в левентик, касанием бона наветренной скулой, бортом; усложнить заход в гавань, разворот и подход к бону с полным погашением скорости.
Комплексный прием – ведение лодки по передней шкаторине; то же – идя полным крутым курсом бейдевинд; то же – змейкой, чередуя крутой и полный курсы бейдевинд, стараясь в каждом моменте поддержать максимальную скорость; то же в кильватерной колонне (7-8 лодок), стараясь в точности повторить маневр лидера.
Прием – откренивание – выбор оптимальной позы откренивания ( на двойках выбор позиции откренивания рулевого и шкотового, согласованная работа по открениванию и управлению парусами экипажем) – выполняется от скорости ветра и волны.
На тренировочной дистанции
Маневр – огибание верхнего знака; управление яхтой на галсе, расчет последнего поворота оверштаг с точным выходом на знак одним галсом, уваливание с набором хода. В завершающей части маневр включает настройку яхты на полные курсы (подъем шверта, потравливание шкаторин, работа с оттяжкой гика); на двойках – подъем спинакера, действия рулевого и шкотового по выбору посадки, согласованные действия по совместному управлению спинакером, и ведению лодки со спинакером.
Маневр – огибание знака с полного курса на полный: расчет оптимальной кривой прохождения знака с поворотом фордевинд; на двойках то же поворотом фордевинд и с работающим спинакером, то же – с поворотом фордевинд и с работающим спинакером, то же – с поворотом фордевинд и с работающим спинакером, то же – со спуском спинакера, поворотом оверштаг т подъемом спинакера после прохождения знака.
Комплексный прием – прохождение курса полный бакштаг – фордевинд: оптимальная подстройка парусов на курсе фордевинд, работа со швертботом, с оттяжками; выбор крена (положительного и отрицательного) – выполняется в зависимости от конкретных условий: силы ветра и величины волны; то же – на двойке – техника несения спинакера на курсе фордевинд; техника поворота фордевинд с акцентом на сохранение скорости хода, с акцентом на экстренность выполнения; то же – прохождение фордевинда бакштагами (включая повороты фордевинд со спинакером) – выбор оптимальных углов в зависимости от курса к ветру и к знаку, особенностей ветровой и волновой обстановки; отработка элементов глиссирования и серфинга.
Маневр – огибание нижнего знака: расчет подход к знаку и огибание его по оптимальной кривой с набором хода на приведении и окончанием приведения вплотную к знаку; то же – на двойках – с уборкой спинакера.