10 советов и правил начинающим яхтсменам
Таинственный подводный мир, новые земли, скрывающиеся за водными просторами, морские путешествия или торговые пути — морская наука развивалась с древнейших времен. К сожалению, сегодня все «белые пятна» на морских картах уже открыты, а величественные парусные гиганты ушли в прошлое. Однако искусство морских путешествий продолжает жить и развиваться, и имя ему — яхтинг.
В дословном переводе с английского «yachting» — парусный спорт. На самом деле это понятие существенно шире: сюда включаются как самостоятельные парусные выходы, где вы выступаете в роли капитана, или профессиональные регаты, так и участие в морских прогулках в качестве пассажира или члена экипажа.
Наиболее распространен «туристический яхтинг» — участие в морских прогулках вдоль побережья какой-нибудь теплой страны. Часто такие мини-путешествия сочетают с азами обучения дайвингу, как например в Египте.
В России яхтинг — довольно экстремальное развлечение. Теплым климатом и спокойными акваториями (не считая Крымского полуострова), наши моря и водоемы «похвастаться» не могут, поэтому российский парусный спорт всегда сопряжен с массой не всегда приятных сюрпризов. Как же избежать неожиданностей на воде, сделав парусную прогулку максимально комфортной и безопасной?
Определите цель
Условно цели парусного спорта можно поделить на четыре категории:
1. Туризм. Для морских путешествий в качестве пассажира не обязательно обзаводиться правами и осваивать искусство управления яхтой. Вам достаточно просто соблюдать «яхтенный» этикет и наслаждаться солнцем, морем и неожиданными впечатлениями.
2. Хобби. Отличный вариант для тех, кто не готов становиться капитаном, но хочет принимать участие в управлении судном. Помимо активного отдыха и массы адреналина, членство в парусной команде даст вам возможность еще выучиться чему-нибудь новому: многие яхтсмены параллельно занимаются дайвингом, фехтованием и другими экстремальными развлечениями.
3. Самостоятельное управление. Для того, чтобы стать настоящим капитаном, вам потребуется специальное удостоверение яхтсмена, а в идеале — еще и собственное судно.
4. Спорт. Подразумевает постоянную практику и участие в регатах. Занятие «спортивным яхтингом» потребует постоянно модернизации судна и непрерывной практики.
Определение цели — важный момент, так как от этого будет зависеть ваше дальнейшее развитие: либо вы отправляетесь в морскую школу для получения прав, проводите максимум времени на воде, в конце концов, становясь счастливым обладателем собственного судна, либо просто периодически принимаете участие в туристических морских прогулках, не требующих дополнительных усилий.
Обучайтесь: яхтенные права и как их получать
Не стоит думать, что первый самостоятельный выход сразу сделает вас «морским волком». Более того, не имея яхтенного удостоверения и соответствующих знаний, самому соваться в акваторию вообще не стоит — это может иметь крайне неприятные последствия для вас, экипажа и самого судна.
В первую очередь, решив стать капитаном, задумайтесь о получении прав. Да-да, и на яхту вам тоже потребуются права, а точнее — удостоверение яхтенного рулевого. Здесь надо исходить из района плавания — удостоверение, выданное в российской школе, не будет иметь силы за рубежом. В зависимости от «зоны плавания», классификация прав разделяется категории:
ВВ (внутренние воды). Дают разрешение на свободный выход во внутренние воды на территории РФ без организованного судоходства. Это начальный уровень управления, разрешающий плавание на озерах, реках и т.д.
ВВП (внутренние водные пути). Дают разрешение на свободный выход во внутренние воды на территории РФ. Делают возможным плавание в водах с организованным судоходством.
МП (морские пути). Открывают выход на российские морские пути. Для получения удостоверения категории «МП» вам потребуется наличие прав ВП или ВВП и трехмесячное обучение.
Не зависимо от категории, российские удостоверения не дают права на управление парусным или парусно-моторным судном в «заграничных» водах. Для того, чтобы вы могли легально управлять яхтой за границей, потребуется пройти обучение в одной из международных школ.
Схема обучения практически не отличается от схемы любой автошколы:
1. Получение медицинской справки. Для подачи документов в морскую школу вам потребуется медицинская справка, аналогичная справке на водительские права. Получить ее можно, пройдя стандартную транспортную медкомиссию.
2. Подача документов. Все, что нужно: ксерокопия паспорта, фотографии 3*4, мед. справка, квитанция об оплате за обучение. Для получения прав категории «МП» также потребуется предоставить предыдущее удостоверение.
3. Теоретический курс. Продолжительность курса зависит от класса удостоверения: для категорий «ВВП» и «ВП» — месяц, для «МП» — три месяца. Теория, как правило, читается в зимний период, чтобы с открытием акваторий можно было приступать к практике.
4. Практические занятия. Включают несколько занятий на суше (знакомство и работа с парусным вооружением, правила поведения, необходимое снаряжение и т.д.) и выход на воду под руководством инструктора.
5. Сдача экзамена. Экзаменационная программа составляется инструкторами школы, обязательные элементы: самостоятельный разворот, выполнение нескольких поворотов, вход/выход с территории базы. Весь экзаменационный процесс также проходит под руководством инструктора, самостоятельно выйти в море до получения удостоверения вам не доверят.
6. Получение удостоверения. Если экзамен сдан успешно, вам вручают удостоверение рулевого, где указывается допустимый район и время плавания, разрешенная парусность и класс рулевого.
Сочетайте теорию и практику
Широкая теоретическая база — это прекрасно, но чтобы полученные знания начали «работать», их необходимо применять на практике. Набираться опыта можно и до получения прав, принимая участие в парусных выходах в качестве члена экипажа — это познакомит вас с азами управления, научит «чувствовать» ветер, пользоваться «колдунчиками» и многим другим тонкостям морского дела. Не пренебрегайте советами опытных моряков, их рекомендации откроют вам многочисленные хитрости, существенно облегчающие жизнь на судне.
Постоянно тренируйтесь. Парусные суда «не умеют» ходить по прямой, траекториях их движения состоит из галсов — курсов, подбирающихся с учетом направления ветра. Искусство «ходить галсом» требует определенных навыков, в этом вам помогут постоянные тренировки.
В большинстве яхт-клубов новичков на борт берут неохотно, поэтому стоит заранее поискать экипаж, готовый взять вас на корабль.
Первый выход: куда, и на чем
Для первого выхода идеальной станет небольшая акватория с минимум «соседей». Интенсивность движения может стать существенной проблемой для новичков, моторки и габаритные суда могут «запутать» в правилах движения, и будут постоянно отвлекать ваше внимание.
Выбирайте небольшую лодку — крупные яхты требуют наличия весьма существенного «капитанского» опыта. Наиболее оптимальным вариантом станут яхточки типа «Кадет» или «Креветка» — они идеально подходят для получения начального опыта.
Для наиболее «качественного» старта существует несколько простых правил:
1. Не выходите далеко. Первых выход лучше всего проводить в пределах видимости яхт-клуба, чтобы в случае непредвиденной ситуации была возможность обратиться за помощью.
2. Не отправляйте в одиночку. Ваш экипаж не только придаст вам уверенности, но и поможет с управлением. Лучше всего взять на борт хотя бы одного человека, уже имеющего подобный опыт — его советы помогут снизить количество совершаемых ошибок.
3. Не бойтесь. Первых самостоятельный выход — это всегда страшно. Ваша основная задача — действовать спокойно, избегая опасных моментов.
4. Предупредите ГИМС или начальника клуба. Это необходимо, чтобы в случае возникновения форс-мажора, вас вовремя смогли найти и оказать помощь.
5. Не пренебрегайте спасательными жилетами. Это правило действует при каждом выходе, отсутствие жилета на воде — не только опасно, но еще и станет поводом для получения штрафа при встрече с инспекторами ГИМС.
Осторожно — гик!
Самые популярные травмы у начинающих мореходов — ушибы и сотрясения при ударе гиком. Поворот яхты всегда сопровождается перебрасыванием гика с борта на борт, именно в этот момент и происходит крайне неприятная «встреча» головы и гика. Более того, сильный удар способен легко отправить зазевавшегося пассажира за борт, обеспечив ему неожиданное купание.
Предотвратить такое «свидание» поможет максимальная внимательность при поворотах и заблаговременное предупреждение экипажа. Существует две распространенные команды, служащие для оповещения: «Гик!» и «Приготовиться к повороту». Кстати, вторая команда обозначает и начало более активной работы с парусами для совершения разворота.
Экстремальный опыт — тоже опыт
Одним из элементов обучения яхтингу во многих школах является переворот, на языке мореходов называемый «килянием». Такое название родилось из-за того, что в момент переворота, яхта оказывается килем кверху.
Контролируемое «киляние» позволяет научиться правильно вести себя в опасной ситуации, на собственном опыте освоив правила поведения при перевороте. Переворачивая судно, поставьте в известность начальника яхт-клуба, чтобы вас не кинулись экстренно спасать. Оптимальный вариант — осуществлять переворот в прямой видимости и на минимальном расстоянии от собственной базы.
Также в теплое время года можно отрабатывать технологию спасания утопающего. В роли тонущего должен выступать человек, прекрасно умеющий плавать. Лучше всего отрабатывать спасение прямо на территории яхт-клуба или, встав на якорь в тихой бухте. Не стоит заниматься спасательными работами в центре акватории — капитаны мимо проходящих судов решат, что бы действительно терпите бедствие и отправятся на помощь.
Работайте с информацией
Открытая вода всегда непредсказуема. Предугадать изменение ветра или прогноза погоды невозможно, но можно заранее позаботиться о возможных неприятностях. Кроме того, отправляясь в плавание, не стоит забывать — под голубой гладью может скрываться множество неприятных сюрпризов. Поэтому, готовьтесь — для превращения в «морского волка», вам придется учиться работать с информацией.
1. Графики приливов, прогноз погоды и скорость ветра. Внезапно налетевший шквал, заставший судно в открытом море, иногда приводит к плачевным последствиям. Например, отсутствие мотора или весел при «навальном» (идущем с берега) ветре, существенно снижает ваши шансы на быстрое возвращение «домой», а попав под сильный дождь без дождевика, вы серьезно испортите себе удовольствие от прогулки.
2. Изучайте лоцию. Что скрывается «на дне морском» известно только опытным морякам, поэтому не пренебрегайте картами и советами бывалых яхтсменов.
3. Изучайте «розу ветров». От правильно определенного направления ветра зависят курс и скорость движения.
4. Осваивайте морские и парусные термины. Неумение объясняться с другими яхтсменами на профессиональном языке станет для вас серьезным «языковым барьером». Также не лишним будет выучить подачу сигнала SOS.
5. Штудируйте схему управления парусами. Даже при наличии всего двух парусов, новичку очень легко «заблудиться» в шкотах и концах. Знание «парусной» схемы поможет избежать ошибок, обеспечив вашему кораблику уверенное движение.
6. Помните о телефонах. Очень важно иметь все координаты спасательных служб вашего района: телефоны спасательной станции, инспекторов ГИМС, владельца яхты (в случае ее аренды), начальника яхт-клуба, где вы базируйтесь.
Безопасность — залог здоровья!
Часто прилив адреналина придает ложную уверенность в своих силах. «Что я там на этой воде не видел?» — стандартный вопрос новичков, получивших начальный опыт и абсолютно уверенных — стихия полностью в их власти. К сожалению, такой подход почти всегда заканчивается в лучше случае неожиданным купанием, а в худшем — человеческими жертвами и серьезными повреждениями судна. А ведь, забота о безопасности судна и экипажа — одна из основных черт профессиональных капитанов. Что же делать, чтобы обезопасить себя и команду?
Тщательно готовиться на суше: проверять исправность вооружения, уделить повышенное внимание комплектации спасательного снаряжения (спасательные жилеты, спасательный круг или конец Александрова), проконтролировать состояние парусов.
Собрать наиболее полную информацию о погоде, ветре и районе плавания, сообщить о выходе начальнику яхт-клуба.
Не допускать нахождения на судне людей без спасжилетов.
Во время выхода не употреблять алкоголь, также не стоит брать с собой людей в состоянии алкогольного опьянения.
Не осуществлять выход в темное время суток. Такие «фокусы» могут позволить себе только опытные моряки и то, при наличии соответствующего оборудования и безупречного знания лоции.
Не осуществлять несанкционированные прогулки. При объявлении штормового предупреждения, ни в коем случае нельзя выходить на воду: волны, ураганный ветер и ухудшение видимости гарантируют новичку несчастный случай.
Если вы отправляетесь в путешествие в качестве члена экипажа — соблюдайте все распоряжения и требования капитана. Помните: капитан всегда прав!
Собираемся в плавание
«Как одеться?», «Что взять?», «Что понадобится?» — эти бесконечные вопросы всегда вызывают улыбки у опытных моряков. На самом деле, затруднения вызывают только первые сборы, дальше все необходимое собирается автоматически.
Существует список «обязательных» на судне вещей, без которых отправляться в путешествие не стоит:
1. Документы. Их должно быть два: судовой билет и удостоверение рулевого. В случае аренды яхты, обязательно иметь на руках экземпляр договора аренды.
2. Спасательное снаряжение: минимум один спасательный круг или конец Александрова, жилеты на всех членов экипажа. Должно находиться в максимально доступном месте, нельзя прятать круги в каюту, закладывать их дополнительным снаряжением.
3. Веревка. Швартовка, замена шкота, буксировка — веревка незаменимый предмет на судне. Конечно, в 50-метровой бухте нужды нет, но вот держать в каюте 2–3 метра прочной веревки точно лишним не будет.
4. Минимальная аптечка. Йод, бинты, пластыри и перекись никогда не бывают лишними при занятиях экстремальным спортом. Лучше всего держать на судне постоянную аптечку с минимальным набором перевязочных средств, антисептиков и медикаментов.
5. Средства связи: от сотового телефона до рации. Для дальних и продолжительных выходов моряки рекомендуют иметь сигнальную ракетницу для подачи сигнала бедствия (особенно это важно при нахождении в морских водах). Для внутренних вод вместо ракетницы будет достаточно мощного фонаря.
6. Непромокаемая одежда. Дождевик или непромокаемая куртка не займут много места, а в случае дождя облегчат жизнь. Также, если погода неустойчивая — не помешает захватить теплый свитер, а весной или осенью — еще и головной убор.
7. Запас питьевой воды. Даже во внутренних водах с пресной водой, пить из акватории не очень приятно, поэтому держите на судне 2 л. питьевой воды. Если пассажиров больше 2–3 человек, стоит озаботиться канистрой воды на 5 литров.
8. Легкий перекус. Выходы, продолжительностью не более 2–3 часов можно осуществлять и без еды, а вот для путешествия на целый день, о питании лучше побеспокоиться.
Документы и средства связи лучше упаковать в специальные чехлы, а одежду — в гермомешки. Если вы стали счастливым обладателем собственного судна — сразу распределяйте обязательное снаряжение по местам, в будущем это существенно облегчит вам сборы.
Яхтенный этикет
Немногие яхтсмены-новички знают — в парусном спорте существует свой «фирменный» этикет, соблюдение которого обязательно как для капитана, так и для пассажиров и команды. Правил здесь немного, но их знание и соблюдение — обязанность каждого мореплавателя.
1. Капитан всегда прав. Именно капитан несет ответственность за членов экипажа и принимает решение. Спорить с ним не только неприлично, но еще и опасно — вы рискуете никогда больше не попасть на это судно.
2. Обувь долой. По палубе яхты принято ходить босиком. Исключение составляют прогулочные корабли, используемые для туристических прогулок. Однако, если вас пригласили на чью-то яхту — с обувью придется расстаться на берегу. Некоторые капитаны допускают нахождение на борту в сменной обуви, но этот вопрос лучше урегулировать заранее.
3. «Не плавают, а ходят!». Лучший способ оскорбить любого яхтсмена, независимо от его квалификации — заявить, что яхта плавает. Неважно, какого класса судно и, в каких водах оно базируется — все суда не плавают, а ходят.
4. Никакого мусора. Швырять мусор за борт или на палубу считается крайним нарушением «яхтенного» этикета. Как правило, на любом судне существует емкость для мусора (пакеты, коробки, урны и т.д.).
5. Курение на борту. Здесь все зависит от капитана. По общему правилу, курильщики отправляются на подветренную сторону, чтобы не дымить на других пассажиров. Кроме того, курения в каютах строго запрещено, а выбросив окурок за борт, вы нарветесь на серьезный нагоняй от капитана и команды.
6. Не пытайтесь отнять руль. Фраза «дай порулить» способна довести до бешенства любого капитана, поэтому если уж желание управлять судном настолько велико, лучше обговорить этот момент еще до выхода.
7. Никакого несанкционированного купания. В жаркое время вода так и манит окунуться прямо с борта. Делать этого категорически нельзя, если есть желание искупаться — заранее сообщите капитану и дождитесь разрешения.
В общем — ничего сверхъестественного, однако знание и соблюдение «яхтенного» этикета — неотъемлемая часть любого парусного путешествия.
Источник: travel4best.ru