Яхты
Яхтинг и шторм

Яхтинг и шторм

Парадоксально, но, несмотря на внешнюю хрупкость и уязвимость, у маленького парусника больше шансов пережить шторм, чем у большого моторного судна. Все зависит от опыта капитана, технического состояния парусной яхты, слаженности экипажа, подготовки и, конечно, удачи. 


Опытный капитан подтвердит: если есть возможность избежать шторма — лучше выбрать этот вариант. Заранее проверить прогноз, переждать в марине. Но ситуации возникают разные, да и условия в некоторых регионах для плавания на яхтах могут быть суровые. Например, выше риск попасть в шторм в западной части Атлантики, в районе Новой Англии и Бермудских островов, Флориды и Карибов. В любом случае, важно сохранять спокойствие и знать, как действовать.

Что делать, если яхта попала в шторм?

Если уже очевидно, что придется идти под парусом в шторм, действовать нужно оперативно и без паники. Обычно, благодаря прогнозу и наблюдению за обстановкой, можно заранее узнать о приближении шторма.

До того, как придет сильный порыв ветра и большая волна, вам нужно успеть сделать очень много, а время ограничено. Самое главное, как капитан, вы должны сохранять спокойствие и хладнокровие. Если вы находитесь на лодке в качестве матроса, четко соблюдайте команды и ответственно отнеситесь Подготовка к штормованию судна.

Взаимодействие с экипажем:

  1. Проанализируйте ситуацию, оцените состояние яхты, прогноз погоды, уровень подготовки экипажа, чтобы выбрать правильную тактику штормования.
  2. Проведите инструктаж, распределите обязанности, чтобы все действовали быстро и слаженно. Члены экипажа должны понимать, что происходит и что каждый из них должен делать.
  3. Попросите всех надеть непромокаемую одежду и спасательные жилеты. Приготовьте страховочные пояса для тех, кто будет работать на палубе. Если нужно, заранее объясните, как правильно пристегиваться.
  4. Предложите заранее принять средства от укачивания тем, кто страдает морской болезнью.
  5. Убедитесь, что все помнят, где лежат сигнальные огни, огнетушители и аптечка.
  6. Поручите заранее позаботиться о питании и напитках. Неизвестно, как долго придется бороться со штормом, а силы понадобятся. Готовить еду на парусной яхте в шторм — задача трудновыполнимая, так что лучше сделать это, пока позволяют условия. Можно распределить порционные пайки с закусками. Если есть время и свободные повара — пусть приготовят горячую пищу и разольют по термосам и термокружкам.

Работы в трюме:

  1. Проверьте, чтобы все иллюминаторы и люки на лодке были герметично задраены, а двери закрыты.
  2. Отметьте координаты яхты на карте, курс, заполните судовой журнал.
  3. Подготовьте штормовые паруса так, чтобы их можно было легко достать в любой нужный момент.
  4. Все вещи, предметы, продукты должны быть убраны по местам и надежно закреплены. Особенно бьющиеся и тяжелые предметы.
  5. Посмотрите, чтобы ходовые огни, якорный и топовый огонь исправно работали.
  6. Упакуйте спички в пакет или полиэтиленовую пленку.
  7. Заранее положите белые сигнальные ракеты в непромокаемую сумку или пакет. Они могут понадобиться, если придется предупреждать в темноте другое судно о сближении.
  8. Если в каюты попадают брызги или вода — покройте койки какой-нибудь клеенкой или хотя бы переверните матрасы, чтобы не пришлось спать на мокром.
  9. Закройте все внешние отверстия, включая топливный кран.
  10. Убедитесь, что трюмные насосы для откачки воды работают.

Действия на палубе:

  1. Проследите, чтобы все крепления парусника были надежно зафиксированы, в том числе якорь, тузик, трап, плот.
  2. Сливные отверстия кокпита должны быть открыты.
  3. Закройте или заткните выхлопную трубу.
  4. Проверьте, чтобы никакие лишние предметы, включая инструменты, не валялись на палубе.
  5. Надежно захлопните все ящики кокпита, а все самое необходимое держите под рукой.
  6. Заранее подготовьте плавучие якоря и буксировочные тросы, чтобы не тратить потом на это время.

Чем тщательнее вы подготовитесь, тем проще будет управлять судном в шторм.

Советы капитану парусной яхты в шторм

Для парусника в шторм существует несколько основных опасностей, которые требуется предотвратить.

Безопасность экипажа стоит на первом месте. Как подтверждают трагические случаи, шанс спасти человека за бортом в море во время шторма, при высокой волне, тем более в темноте, — минимален. Даже если привлечь спасательные службы и вертолет. Лодка в шторм — не место для геройства. Берегите силы экипажа, избегайте лишних рисков.

Яхта может получить повреждения и даже перевернуться. Однако конструкция парусника, благодаря тяжелому килю, позволяет принять прежнее положение. Ваша задача — сделать так, чтобы уцелели хотя бы корпус, рангоут и рулевое устройство. Это позволит управлять судном. Не стоит полностью полагаться на автопилот и двигатель, так как в самый неподходящий момент они могут отказать.

Возьмите на заметку несколько советов:

  1. При шторме старайтесь идти курсом бейдевинд.

При бакштаге в сильный ветер больше риск сделать непредвиденный поворот фордевинд и потерять управление.

  1. Вовремя уменьшите площадь парусов.

Чем раньше вы это сделаете, тем лучше, к тому же не потеряете в скорости. Достаточно убрать грот и идти на одном стакселе, взяв рифы, то есть, убрав частично паруса.

Три признака, когда точно пора брать рифы:

  • рулевой с трудом справляется со штурвалом, нос яхты разворачивается круче к ветру;
  • судно идет под креном больше 30 градусов;
  • подветренный борт касается воды;
  • лодка все чаще сильно ударяется об воду.
  1. «Обрабатывайте» волну.

Старайтесь приводиться к обрушившемуся гребню так, чтобы вам удавалось подниматься и спускаться с его склона максимально плавно.

  1. Ищите убежище.

Продумайте, где сможете укрыться и переждать шторм, если берег близко.

  1. Старайтесь держаться подальше от берега.

В случае неприятностей у вас должно оставаться пространство для маневрирования. Особенно это актуально, если ветер сносит парусник к суше.

Тактика штормования

Для того, чтобы без потерь пережить шторм на парусной яхте, стоит использовать штормовые тактики, проверенные временем и другими капитанами. Действовать стоит последовательно, используя следующие маневры, исходя из того, насколько ухудшаются условия.

  1. Обезветривание парусов

То, что вы должны сделать еще до того, как вас настигнет шторм. Для этого нужно зарифить полностью грот и сократить площадь стакселя. Яхта будет продолжать идти вперед.

  1. Дрейф под парусами

Один из популярных способов штормования судна, но актуальный до тех пор, пока ситуация не выходит из-под контроля. Судно будет смещаться от своего курса под влиянием ветра, волны или течения.

  1. Дрейф под рангоутом

Для выполнения этого маневра нужно убрать все паруса и закрепить штурвал.

  1. Фордевинд под рангоутом

Необходим, если требуется вернуться на нужный курс. Для этого используется штормовой стаксель.

  1. Плавучий якорь

Конструкция, похожая на вытянутый парашют, позволяет замедлить ход парусной яхты в шторм. Стоит применять его, когда шторм достигает 10 баллов по шкале Бофорта.

Даже опытным капитанам бывает непросто справиться со штормом, ведь стихия непредсказуема. Но чем больше вы знаете и умеете, тем выше ваши шансы. Если вы хотите уверенно действовать на парусной лодке при любых погодных условиях, приглашаем в нашу яхтенную школу SportFlot.

Источник: www.sportflot.ru